В Дагестане продолжается операция федеральных силовых ведомств по выявлению и наказанию «проштрафившихся» чиновников. Сегодня прошли обыски у врио премьер-министра республики Абдусамада Гамидова, двух его заместителей – Шамиля Исаева и Раюдина Юсуфова, а также бывшего министра образования Дагестана Шахабаса Шахова. Все чиновники были задержаны и специальным рейсом переправлены в Москву.
Вся эта история с обысками и задержанием высокопоставленных чиновников Дагестана выглядит как заранее отрепетированное шоу – обыски записываются на камеру, с чиновниками обращаются не как с подозреваемыми, а как с уже осужденными особо опасными преступниками – на видео Следственного комитета РФ видно, как сотрудники правоохранительных органов ведут задержанных с мешками на голове, как это обычно практикуется не у служителей закона, а у каких-нибудь ближневосточных террористических группировок.
Создаётся ощущение, что кто-то специально желает унизить дагестанских министров, а вместе с ними и бросить тень на всё дагестанское общество – дескать все в республике потенциальные преступники, кого не назначь на министерскую должность, тот сразу же примется воровать. С самого своего назначения Владимир Васильев показывает предвзятое отношение к республике – то он говорит главе Татарстана, что с радостью заменил бы всех чиновников Дагестан на людей из других регионов, то публично выступает с заявлениями, что Дагестану придётся подстраиваться под него, и так, как было раньше, уже никогда не будет.
А что было раньше? Раньше в Дагестане шла война, сотрудники полиции боялись показываться на улицах в форме, а федеральным властям было не до социальных нужд населения республики, в которой мэр Махачкалы был во многих вопросах могущественнее и влиятельней, нежели руководство Дагестана. Да, так оно и было, пока руководить Дагестаном не пришёл Рамазан Абдулатипов. При нём в республику вернулся мир, сотрудники всех без исключения силовых ведомств получили от государства всю возможную поддержку, на улицах стало безопасно. При Абдулатипове завершилось и длившееся почти два десятилетия позорное сращивание власти и криминала, завершилось посадкой мэра столицы республики Саида Амирова, под руководством которого шла не только хаотичная незаконная застройка Махачкалы, но и совершались страшнейшие преступления.
При Абдулатипове же в республику впервые за долгое время пошли крупные финансовые вливания из федерального центра, он смог убедить руководство России помочь Дагестану и его жителям, началось активное строительство социальных объектов и инфраструктуры, начали приходить инвестиции. Но самое важное, что при Рамазане Абдулатипове россияне впервые за всю новейшую историю страны стали видеть, слышать и читать о Дагестане и дагестанцах не только негативные сюжеты, в новостных сюжетах стало значительно меньше появляться материалов о взрывах и убийствах в республике, и наоборот – жители страны узнали, что Дагестан — это такой же регион страны, как и остальные – со своей красивейшей культурой, с традициями всех национальностей, с неповторимыми местами и простыми, хорошими, во многом талантливыми людьми, которые учатся, побеждают на олимпиадах и соревнованиях, работают на благо общества и живут обыкновенной жизнью, как и все другие россияне.
При Абдулатипове российское общество снова стало относиться к Дагестану хорошо, перестало его опасаться, в республику поехали многочисленные туристы. А теперь всё это может быть разрушено показательной кампанией по очернению нашей республики, через создание в обществе стойких ассоциаций, что Дагестан – самый коррумпированный регион, что дагестанцы любят разворовывать государственные деньги, и всё в таком духе. Ведь, несмотря на то, что проблемы с коррупцией есть в каждом российском регионе, и зачастую более серьёзные, чем в Дагестане, федеральные силовые ведомства при помощи врио Главы Дагестана Владимира Васильева намеренно работают на демонизацию республики в глазах российской общественности.
О том, что в России воруют говорил ещё Николай Карамзин, с тех пор прошло почти два столетия, а воровать меньше не стали. Дагестан – это часть России, в нём всё устроено так же, ну или почти так же, как и в остальной стране, но с поправками на горские особенности. То, что в Москве считают кланами, в Дагестане называется тухумом – группой людей, объединённых родственными связями, где фраза «один за всех, и все за одного» приобретает практическое значение.
Таким образом, когда несведущие политики из Москвы решили надеть мешки на головы дагестанских министров, они оскорбили сразу 3 тухума, к которым принадлежат задержанные, а это тысячи человек! В Дагестане к этому относятся очень серьёзно, и федеральным властям необходимо учитывать национальные традиции при ведении своей политики. Мир в республике наступил при Абдулатипове, но уже при Васильеве он может быть подвергнут испытаниям, если не учитывать горские обычаи и сознательно провоцировать в людях недовольство, оскорбляя их традиции.
Ведь при Рамазане Абдулатипове тоже боролись с коррупцией, но борьба эта помимо отставок и арестов носила также и профилактический характер. Так, Абдулатипов за время своего правления дважды менял правительство республики и сменил 26 глав районов Дагестана, но не менее важной оказался ряд мер по устранению коррупционного соблазна у чиновников. Командой Рамазана Абдулатипова вместе с Министерством образования России была решена проблема махинаций с результатами ЕГЭ, что позволило забыть о целом ответвлении в коррупции. Заработала система многофункциональных центров государственных услуг, признанных одной из лучших в России по многим показателям. Внедрение этой системы позволило в разы сократить коррупционные преступления на низовом и среднем уровне, а также облегчить и укорить получение гражданами гарантированного объёма государственных услуг. Кстати, сегодня Владимир Васильев ознакомил с опытом дагестанской системы МФЦ своего татарстанского коллегу Рустама Минниханова, что также является признанием эффективности, выстроенной Абдулатиповым системы.
Вот только массовая истерия вокруг посадок чиновников и демонизация Дагестана – могут лишь усугубить проблемы республики, ведь делая шоу на борьбе с коррупцией федеральные власти подрывают доверие граждан к государственному аппарату и людям, честно делающим свою работу и не имеющим отношения к коррупции. А недоверие к органам власти может пагубно сказаться на республике и способствовать росту экстремистских настроений, что в преддверие выборов Президента России совершенно недопустимо.
Так может быть пора остановиться и начать бороться с коррупцией систематически, а не использовать громкие заявления и видеосюжеты о громких арестах в качестве какой-то унизительной для Дагестана пиар-кампании?!