На днях исполнилось 100 дней с момента назначения Владимира Васильева врио Главы Республики Дагестан. В политологии этот срок называется «медовый месяц», как правило в это время прежние элиты и новое руководство присматриваются и притираются друг к другу, СМИ воздерживаются от публичной критики свежеиспечённого лидера, а народ испытывает вспышку иррационального оптимизма в ожидании позитивных перемен. По итогам этого «медового месяца» обычно уже можно понять каким будет стиль правления нового руководителя, и в каком направлении пойдёт регион в ближайшие годы. Попробуем же подвести первые итоги, посмотрим, что же поменялось в республике за это время, на что могут надеяться жители Дагестана и чего ожидать от Владимира Васильева в будущем.
Нежданное назначение
Назначение 68-летнего Владимира Васильева врио Главы Дагестана стало неожиданностью как для жителей республики и многочисленных политологов, так и для самого Владимира Абдуалиевича. Вице-спикер Госдумы явно не ждал назначения на руководящий пост в таком сложном регионе как Дагестан, во всех отношениях Васильеву ближе была Тверская область, от которой он несколько раз успешно избирался в российский парламент. Но решение Президента России – закон, и Васильев, ошарашенный назначением, полетел принимать дела в Махачкалу.
Закрытость власти
С самого прибытия в столицу Дагестана Владимир Васильев начал вести себя предельно закрыто для общества и местного чиновничества. Из Москвы срочно были выписаны верные «адъютанты» — Владимир Иванов – экс-руководитель аппарата фракции «Единой России» в Госдуме РФ, ставший руководителем администрации Главы и Правительства Дагестана, и Илья Костунов – экс-депутат Госдумы РФ и бывший видный представитель прокремлёвского молодёжного движения «Наши», назначенный советником Владимира Васильева.
Всё общение Васильева с представителями дагестанских элит стало строго фильтроваться Ивановым и Костуновым, решавшими кого из правительства можно «допускать к телу», а кого не стоит. Во многом это обусловлено изначальным незнанием и непониманием политических реалий Дагестана со стороны нового руководства республики. Но в то же время отсутствие прямого контакта с новым Главой Дагестана не деморализовало чиновников правительства, а наоборот послужило их мобилизации, и по сути, команда, сформированная ещё Рамазаном Абдулатиповым, смогла без активного участия Владимира Васильева завершить 2017 год в штатном режиме без каких-либо потрясений.
Громкие заявления и общественные ожидания
В качестве затравки для журналистов и жителей республики Владимир Васильев в первые же дни своего правления пообещал руководить регионом продуманно, не делать резких перестановок в правительстве и дать возможность всем чиновникам себя проявить. После чего отправил правительство и администрацию в отставку, сохранив за всеми чиновниками их места, но уже с приставкой «врио». Одновременно с этим Васильев пообещал бороться с проявлениями коррупции и куначества в Дагестане, относиться к подбору кадров без учёта этнической принадлежности кандидатов на руководящие должности.
Также Васильев пообещал Дагестану «золотые горы» в качестве бюджетных дотаций, о которых он договорился при своём назначении с Президентом Путиным. И правда, в качестве дотаций Дагестан стал рекордсменом среди регионов России, получив на 2018 год порядка 59 миллиардов рублей. Но стоит отметить, что и при Рамазане Абдулатипове Дагестан трижды становился безусловным лидером по дотациям, так в 2017 году на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета республика получила около 53 миллиардов рублей, при этом и общая сумма федеральных дотаций в 2017 году была заметно ниже. Однако справиться с проблемами сбора налогов Васильев так и не смог. Процессы, которыми занимался Абдулатипов, настаивая на прозрачном сборе налогов, и осуществляя практически силовую операцию по выводу теневого бизнеса в правовое поле, при Васильеве затормозились, так как он как будто самоустранился от руководства республикой, требуя с чиновников результата, но не допуская их до своего кабинета.
Общество же в свою очередь ожидало от отставного генерала МВД Васильева жёсткого стиля управления, чисток чиновничьего корпуса, громких посадок и решения коррупционных проблем республики. Но все эти ожидания не оправдались, возможно из-за того, что генерал растерял былую удаль привыкнув к уютным кабинетам Государственной Думы. А самое забавное, что главной отставкой стала отправка обратно в Москву показавшего себя неэффективным собственного же «адъютанта» Ильи Костунова.
Да, продолжается расследование громких уголовных дел, как в отношении растраты средств в министерстве образования при министре Шахабасе Шахове, так и по делу о похищении министра строительства Дагестана Ибрагима Казибекова. Но оба этих уголовных дела были заведены ещё при Рамазане Абдулатипове, и явно не без его прямого распоряжения.
Прокурорский десант и арест мэра Махачкалы
Долго анонсировавшийся Владимиром Васильевым долгожданный десант представителей Генеральной прокуратуры РФ наконец-то высадился в Дагестане. И первым его действием стала проверка мэрии Махачкалы, и арест мера дагестанской столицы Мусы Мусаева на 10 суток.
К Мусе Мусаеву претензий много у любого жителя Махачкалы, просто город переживает явно не лучшие свои времена, хаотичная застройка, отвратительная архитектура 2000-х годов, грязь, пробки и плохие дороги, очереди и взяточничество при устройстве детей в детсады – всё это накладывает свой отпечаток на отношение к мэру и его администрации в целом. Однако, стоит быть объективными и отметить, что при Мусе Мусаеве был решён или продвинулся в своём решении целый ряд проблем – это и мусорный коллапс, и качество поставляемой в махачкалинские дома воды, и приостановка тотального захвата земель и возведения на ней некачественного самостроя. Надо признать, что при Мусаеве городская власть стала менее наглой по отношению к жителям, чем была при прежних градоначальниках.
Тот же Владимир Васильев не так давно хвалил махачкалинского мэра, не далее как 15 ноября на рабочем совещании с Мусой Мусаевым врио Главы Дагестана сказал следующее: «В том, что вы, берясь за проблемы, действительно доходите до их решения, я имел возможность убедиться и во время личного приёма граждан, надеюсь, так и будет. Люди отмечают, что заметны изменения в городе, это общее достижение. С другой стороны, надо понимать, что люди это увидели, им перемены понравились. И вам, как я понимаю, понравилось наводить порядок в городе. В следующем году эту работу надо продолжать, не снижая темпы, делая выводы из того, что не получилось».
Однако в новом году Васильев заговорил по-другому: «Хаотичная застройка, несоблюдение градостроительных и санитарных норм приводят к коллапсу социальной, коммунальной, инженерной, транспортной и других инфраструктур города… Возбуждённое уголовное дело в отношении мэра столицы – это шаг к ряду мер, которые будут приниматься для наведения порядка в этой области, они будут последовательными и, убеждён, результативными», — заявил врио Главы Дагестана по случаю ареста махачкалинского градоначальника.
То есть, мы видим, что куда караван идет, туда и лает собака Владимира Васильева, то Мусаев у него мэр, решающий проблемы горожан, то – ответственный за все беды. Что ни говори, но публичные заявления — это конёк Васильева, видно не даром прошли долгие годы в Госдуме РФ, которая при нём стала местом не для дискуссий, а превратилась в «бешенный принтер», штампующий законы, по которым потом приходиться работать в том числе и мусаевым, а чтобы решить какие-то вопросы оперативно – иногда и нарушая некие нормы принятых Васильевым законов.
Единственным, кто повёл в данной ситуации себя достойно, оказался Рамазан Абдулатипов, заявив, что Мусаев был самым эффективным мэром Махачкалы за всё последнее время, и ему приходилось разгребать завалы, оставшиеся после правления предшественников, направо и налево раздававших городские земли «своим людям». Абдулатипов по сути вступился за Мусу Мусаева, который после его отставки всячески сторонился экс-Главы республики.
Вообще, отставки и посадки мэров Махачкалы становятся традицией при смене власти в Дагестане, так в своё время Рамазану Абдулатипову удалось снять зубра дагестанской политики, почти «серого кардинала» республики, экс-мэра Махачкалы Саида Амирова, положение которого было значительно прочнее, а клан намного сильнее, чем у Мусы Мусаева, который по сравнению с преступлениями, за которые был осужден Амиров, выглядит просто нашкодившим ребёнком.
Логично возникает вопрос, неужели выделение крупному кирпичному заводу, небольшого кусочка земли, пусть и с нарушениями закона, это всё, что удалось накопать на мэра столицы Дагестана? Повод для ареста, по сравнению с бардаком в республике, действительно смехотворный, но для Владимира Васильева это та самая галочка, которую необходимо было поставить в собственном зачёте первых 100 дней правления, иначе все его широко растиражированные обещания о борьбе с коррупцией, оказались бы пшиком, хотя, они теперь такими и кажутся.
Скандалы «медового месяца»
За 100 дней своего правления Владимиру Васильеву не удалось избежать скандалов и резонансных происшествий в Дагестане. Сначала Владимир Васильев заявил о том, что с маршрутками в Махачкале необходимо покончить и отобрать у них лицензии, хотя альтернативы им в городе нет. Однако и тут Владимир Васильева появилась гениальная идея, пригласить в Дагестан компанию «Третий Парк» из Петербурга, которая бы привезла в Махачкалу подержанные и отъездившие своё по улицам Северной столицы маршрутки. На этом кто-то может неплохо заработать, но вот только не дагестанские малые предприниматели и их семьи, у которых назначенный Москвой врио Главы республики своим необдуманным решением может отобрать единственный кусок хлеба.
Следующим шагом Владимира Васильева стал визит в Казань, где глава региона посетовал на низкое качество кадров в Дагестане, и предложил частично заменить дагестанских чиновников на специалистов из Татарстана. После этого визита, по странному совпадению, некоторые татарстанские информационные ресурсы стали активно поддерживать Владимира Васильева, создавая ему необходимую информационную подсветку для роста в рейтингах медийности губернаторского корпуса России, которые являются одним из инструментов оценки эффективности глав регионов в Администрации Президента РФ.
Помимо этого, первые 100 дней правления Владимира Васильева запомнились его громкими словами о поддержке гражданского общества, за которыми неизвестные сожгли автомобиль правозащитного центра «Мемориал», а также начали кампанию с угрозами в адрес общественников. Такая вот «поддержка» гражданского общества вышла у врио Главы Дагестана.
Перспективы Владимира Васильева в Дагестане
То, что арест Мусы Мусаева — это просто очередная пиар-акция для Владимира Васильева уже мало кто сомневается, наверняка можно было накопать что-то более существенное на мэра Махачкалы, но сам повод для ареста оказался смехотворным. Именно такими пиар-акциями и будет в дальнейшем поддерживать свой рейтинг нынешний врио Дагестана, вплоть до самого сентября 2018 года.
Васильев намеренно не перевозит свою семью в Дагестан, держится по отношению к элитам и народу высокомерно, не знает традиций и истории республики, путается в исламских делах, заигрывая с муфтиятом Татарстана. Врио Главы Дагестана так и не смог наладить нормальные рабочие отношения с общественниками и журналистами.
Все 100 дней правления Владимира Васильева указывают на то, что Дагестан ему чужд, он не слишком хотел этого назначения и считает его временным. Что же, наверняка так оно и есть, и осенью 2018 года Президент России подаст на согласование в Народное Собрание Дагестана свои предложения по кандидатурам на должность Главы Дагестана, в которых не будет значиться фамилии Васильева. Надеемся, что там будут люди, которые будут понимать и любить Дагестан, для которых он будет домом, где живут их семьи.