Поощрения и развращение нрава
Вроде считается, что эволюционно человек развивается, что он особенно духовно и интеллектуально во многом совершенствуется. Но, видимо, процесс очень уж медленный и для даже мизерных изменений внутреннего содержания требуются такие же миллиардные промежутки, как и для изменений конструкции нашего тела.
Чтоб убедиться в этом нет необходимости углубляться в какие-то глубины нашей психики, в какие-то подсознательные процессы. Достаточно ткнуть в любую область наших взаимоотношений — и будет очевидно, как мы буквально топчемся на месте, совершаем те же ошибки, что и предки наши, жившие много столетий тому назад, штурмуем те же высоты, что и они.
Ведь, к примеру, что касается поощрений человека, еще ученик Сократа древнегреческий философ Эсхин утверждал, что
«ежели награды раздавать вы будете лишь немногим, лишь достойным и лишь по правилам, то состязателей в доблести у вас окажется множество, если же вы станете их жаловать каждому желающему и по договоренности с ним, то и у честных людей развратится нрав».
Почти то же самое философ говорил, обращаясь больше к властьимущим:
«если вы не перестанете так щедро дарить награды и так бездумно жаловать венки, то ни от награждаемых не ждите благодарности, ни для государства — поправления дел; потому что подлецов вы не переделаете к лучшему, а хороших людей только вгоните в крайнюю тоску».
Проще словами писателя Дени Дидро говоря, «награждая хороших, (воздавая им почет – прим авт.) мы тем самым наказываем дурных». И еще, по мысли другого писателя Мишеля Монтеня, если к этому почету от награды «примешиваются другие блага и богатства, то это сочетание, вместо того, чтобы усилить почет, снижает и уменьшает его». В итоге мы можем дурных людей возвысить, принизив тем самим хороших.
Но такое практиковалось всегда. Ныне тоже такие примеры все более множатся. И это, если даже не касаться самого разного характера материального поощрения. Немало наблюдаем наград от сановных чиновников, выданных с тем, чтобы только сделать приятное своим соратникам и коллегам.
К примеру, недавно Путин наградил орденом «За заслуги перед Отечеством» (речь обычно идет о многолетнем труде и в данном случае тоже именно так сформулировано властью – прим. авт.) 25 летнего сына главы «Роснефти» Игоря Сечина. А также он присудил ордена жене и дочери Геннадия Тимченко, как гражданкам Финляндии. Они получили Ордена Дружбы за укрепление сотрудничества с Россией. Речь о благотворительной помощи детям от фонда, созданного, выходит, Тимченко на деньги, по сути, «подаренные» ему Путиным.
У многих сановных чинов отношение к грамотам, званиям, орденам и медалям больше примерно такое, как у Наполена, который в связи с учреждением им ордена Почетного легиона говорил, что «этими жалкими побрякушками можно управлять людьми!».
Чем, если не этим, руководствуется Путин при таких, судя по уровню заслуг, поистине потешных поощрениях?
Наградные дары, потешный юмор и тоска беспредельная
Такое отношение к наградам ярко проявлялось и у прежнего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. Этот абстрагирующийся от заслуг принцип поощрения людей у него порой доходил до того, что в итоге легкая раздача наград была очевидна, но мотивы подобного воздействия на людей выглядели не столь очевидными. К примеру, подписал 26 апреля 2017 года указ о присвоения почетного звания двенадцати деятелям культуры республики.
В число «Заслуженных артистов Республики Дагестан» вошли два известных юмориста, действующие участники команды КВН «Махачкалинские бродяги» Омар Алибутаев и Эльдар Иразиев.
Интерес представляет реакция СМИ на это признание заслуг юмористов.
Прежде всего, обратило внимание, что о других лауреатах этого звания почти ни слова, все издания хором отмечают только то, что Абдулатипов присвоил звания КВНщикам Эльдару Иразаеву и Омару Алибутаеву.
И при этом, конечно, примечательным выглядело и то, что практически все издания подчеркивали о присвоении им звания с формулировкой «за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю плодотворную работу». И еще эти небольшие «информашки» на разный манер обязательно напоминали, что государственные награды Республики Дагестан являются формой поощрения граждан и признания их особых заслуг в развитии экономики, науки, культуры, просвещения, искусства и так далее».
Про Эльдара Иразиева и Омара Алибутаева же в них говорится, что оба заслуженных артиста выступают в составе команды КВН с названием «Махачкалинские бродяги». И еще то, что Иразиев при этом является автором «Горцев от ума» (это набор юмористических сценок, характеризующий специфический юмор нынешней дворовой молодежи), а также то, что это известно из биографии дагестанских юмористов. Про Омара отмечается, что он участвует в указанном шоу.
Еще можно дополнить картину тем, что приводились фотографии этих новоиспеченных лауреатов почетных званий, их узнаваемые и довольно специфические лица, которые, кстати, на самом деле, ярко свидетельствовали об их юмористических наклонностях. А еще к заголовкам нет-нет и прикреплялись обобщения типа «А ты смешной …», «… Ради смеха?.
Подытожить это действие главенствовавшего Абдулатипова можно одним из заголовков, что «резиденты (представительные граждане – прим. авт.) юмористического шоу «Горцы от ума» стали Заслуженными артистами Республики Дагестан». А также в этом плане уместны и финальные слова из этой же информации, в которых «горцы» выражают огромную благодарность всем, кто поспособствовал в присвоении званий — Главе Республики Дагестан Рамазану Абдулатипову, министру культуры Зареме Бутаевой и руководителю информационного агентства «ESTABLISHMENT» Булачу Чанкалаеву».
Особый интерес в плане, кого и за что отмечать почетным званием, представляют награждения, которые осуществил Абдулатипов на закате своего главенства в республике.
Не может не обращать внимания предрасположенность Абдулатипова отмечать почетом все, что связано с юмором. Он в феврале этого года, будучи в рабочей поездке в Москве, вручил орден «За заслуги перед Республикой Дагестан президенту КВНщиков Александру Маслякову. Судя по словам при вручении, по сути, за то, что в Москве, благодаря Маслякову, звучал о Дагестане и юмор, не только ругань всякая.
В марте Абдулатипов присвоил почетное звание «Народный художник Республики Дагестан» заслуженному художнику РФ Никасу Сафронову. И если исходить из поздравительных слов тогда еще главы республики, присвоил, по сути, за то, что он хороший художник.
Затем в республику приехал Владимир Спиваков. И тут же Рамазан Абдулатипов отметил, что он хороший музыкант — присвоил звание «Народного артиста Республики Дагестан» за заслуги в музыкальной культуре России.
Планов такого рода, видимо, было громадье, так как награды Абдулатипова нашли своих героев и практически после его отставки. Как отмечается в газете «Черновик», экс-глава Рамазан Абдулатипов подписал указ о награждении руководителей федеральных СМИ.
«Ордена «За заслуги перед Республикой Дагестан» удостоились гендиректор ВГТРК Олег Добродеев, руководитель ЗАО «Интерфакс» Михаил Комиссар и гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст.
Медаль «За доблестный труд» получил глава НТВ Алексей Земской. Среди обладателей почётных грамот – гендиректор ИА «Россия сегодня» Дмитрий Кисилёв, Сергей Михайлов (ИТАР-ТАСС), Руслан Новиков («Аргументы и факты) и др.»
Это, конечно, своеобразная страховочная артподготовка и для отражения вражеской критики, и для создания нужного имиджа республики в прессе. И как здесь не обозначить, что это явно похоже и на то, как плебей дорвался до царской власти и раздает почета подаяния, и на то, как вассал, чуя свою отставку, цепляется за соломинки.
Между дефицитом и щедростью на похвалы
Допустим с юмористами, журналистами и с именитыми гостями – это в чем-то случайный перебор, а в чем-то знак почтения к ним. Но сам подход виден почти во всем. Вот к Дню Конституции Абдулатипов наградил 65 человек.
Среди них ордена «За заслуги перед Республикой Дагестан» были удостоены руководители ряда министерств и ведомств, предприятий, а также житель села Хаджалмахи Левашинского района Багаудин Камбайосманов, который, рискуя своей жизнью, вывез полицейских, попавших под обстрел боевиков во время контртеррористической операции.
Почему нельзя было выделить этого героя среди этих чиновников, которых население, куда ни крути, однозначно больше воспринимает, как пожирателей бюджета.
Или еще более ярко отношение власти к наградам проявляется на примере открытого письма заслуженной артистки РФ, народной артистки РД, лауреата премии им. Г. Цадаса Фаины Графченко Артуру Исрапилову — начальнику Управления по кадровой политике Администрации Главы и Правительства РД.
Под заголовком «Сабур кончился» эта артистка, пользующаяся почетом особенно в профессиональной среде, вынуждена с помощью такого по содержанию унизительно отчетного письма и с таким по тональности надрывом общаться с чиновником, от которого зависит, пойдет в ход наградной материал или в нем каждый раз будут находиться какие-то якобы недочеты.
Фаина Графченко пишет, что ее документы на звание «Народный артист Российской Федерации» были оформлены художественным советом Даггосфилармонии и направлены в Министерство культуры. Оттуда в наградной отдел Абдулатипова — Исрапилова. И это, как она утверждает, «происходило пять раз, и все 5 раз документы возвращались назад в министерство с такой формулировкой: «Характеристика не отвечает в полной мере требованиям Закона Республики Дагестан».
Из письма Фаины Графченко следует, что отписки нацелены на то, чтобы она с кем-то договаривалась по поводу того, чтобы наградной материал прошел беспрепятственно. Особый интерес представляет формулировка причины возврата, в которой говорится, что в материале наградном «должны быть отражены конкретные творческие заслуги перед республикой». Вот здесь и приходится артистке с унизительным для себя надрывом говорит о результатах своего многолетнего служения искусству слова. Кстати, здесь, вспоминая уровень заслуг пред республикой награжденных и юмористов, и многочисленных именитых гостей, напрашивается упрек, что чиновники своим отношением к награждению вгоняют нормальных людей не только в крайнюю тоску, как определил философ Эсхин, но и уныние безысходности торжества заурядных личностей.
Кстати, Фаина Графченко в своем открытом письме очень эмоционально говорит о том, что много таких артистов, обделенных по вине чинов заслуженным вниманием. Как она утверждает, «с такими формулировками были возвращены не только мои документы, но и материалы на награждение 42 лучших людей республики, известных деятелей культуры».
Уязвленная таким равнодушием чиновников артистка, обращаясь к некой заведующей наградным отделом Р. Хайбуллаевой, напоминает ей, у которой репутация «плодящей свадебных заслуженных и народных артистов», о людях, которые по ее вине ждут заслуженных званий до глубокой старости.
Графченко, в частности, напомнила ей статью в «Дагестанской правде» о легендарном 80-летнем учителе Кубачинской школы Саидове Набигулле Ибрагимовиче, которого «Хайбуллаева Р. 10 лет заставляла переписывать документы на имя новых глав и, по сути, довела до инсульта». Пять раз вернулись документы семидесятилетнего дирижера симфонического оркестра М.А. Абакарова. И таких примеров, как свидетельствует Графченко, много.
В подобных случаях у честных людей, если не развращается нрав, как отмечал тот же философ Эсхин, то уж точно расшатываются нервы. И это даже может подвести их на совсем для них, видимо, не характерные действия. Вот и Фаину Графченко довели до жестких протестных выпадов против взяточников и лизоблюдов, обвешанных орденами, медалями, званиями.
Она обратилась и к Абдулатипову с просьбой навести порядок в этом наградном деле. Но то, как он ее услышал, мы видели по его подходу к награждениям. Если его подчиненные искусственно, бюрократически создают только с им известной целью некий дефицит поощрений, то он, как мог, пытался, в какой-то мере, восполнять эту их недоработку своей щедростью на похвалу.
D чьих руках перспектива поощрений?
Кстати, один мой приятель (зовут его Гаджимурад Каланмагомедов) отмечая столь высокое признание заслуг юмористов КВНщиков, в самой среде которых есть куда более талантливые ребята, привел примеры своих односельчан, которые своим служением делу, за которое взялись, гораздо более заслуживают различных наград, званий и медалей.
Был пример почтальона, посвятившего свою жизнь этому делу и исполняющего его героически, преодолевая в любую погоду огромные расстояния по горной местности. А также строителя, который в основном работает в благотворительных целях и сделал столько, что при иной мотивированности давно стал бы миллионером. Почему таких людей не награждать? В наш век интернета, как считает Гаджимурад, нужны новые механизмы оказания почета, а также выявления людей, которые это заслуживают.
И, по его мнению, было бы здорово, если подобные механизмы, сформированные практикой жизни, гармонировали бы с давним восприятием того, что награда за хорошее дело — в самом его свершении. Вот тогда, по убеждению Гаджимурада, будет гораздо меньше самозваных или подогнанных претендентов на награды.
То есть, выходит, награждать желательно, к примеру, больше за какое-то конкретное действие, достижение, при том по строго обозначенным критериям, которые будут оценивать различные эксперты путем их специального опроса, производящегося с использованием имеющихся коммуникативных и других технологий.
А сколько миллиардов лет человечеству надо идти к этому, или, если иметь в виду почти застойный темп уровня человеческого взаимодействия, это уже доступно и можно начать реализовывать хоть завтра? Ой, не знаю, судя по состоянию гражданского общества, до врат ада и рая надо, видимо, этот вопрос обратить к Путину или, на худой конец, Абдулатипову с Васильевым. По мнению огромного числа наших соотечественников, они пока решают, кому здесь рай, а кого туда не пущать.
Шарапудин Магомедов