В августе 2016 года в дагестанском горном селе Мокок случилось большое несчастье – пожар, в пламени которого полностью сгорело 85% зданий, а около 600 человек, включая 190 детей, остались без крыши над головой и какого-либо имущества. Республиканские и федеральные власти отозвались на беду, постигшую мококцев, и пообещали выделить средства на компенсацию погорельцам. Но прошло больше года, а воз и ныне там…
При этом республиканская власть свои обязательства перед погорельцами выполнила – сразу же после пожара в Мококе побывали Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов и вице-спикер Госдумы РФ Сергей Неверов. Глава республики заявил, что региональные власти сделают всё возможное, чтобы село было восстановлено в минимальные сроки, а жителей обеспечили всем необходимым, включая денежные компенсации. Через несколько дней после трагедии из бюджета республики были выделены средства для оказания единовременной помощи пострадавшим. А помочь в восстановлении сгоревших домов взялась федеральная власть.
Заместитель председателя Госдумы РФ Сергей Неверов лично доложил премьер-министру Медведеву о ситуации в Мококе и пообещал проконтролировать процесс выделения помощи погорельцам. Дмитрий Медведев дал поручение федеральным ведомствам оказать помощь в восстановлении сгоревших домов жителей дагестанского села, а глава МЧС РФ Владимир Пучков, отчитавшись о ликвидации пожара, доложил председателю правительства о перспективах возмещения жителям нанесённого материального ущерба и восстановления села.
Однако даже по истечению года с момента пожара дела с выделением средств из федерального бюджета сильно пробуксовывают из-за различных бюрократических проволочек. Препятствие на пути выплат компенсаций заключается в том, что в бюджете республики нет достаточных средств для оказания помощи погорельцам, а для получения помощи из федерального бюджета требуется предоставление большого пакета документов, доказывающих право собственности на сгоревшие дома и регистрацию проживания в них граждан. А с этим у многих возникают проблемы.
На данный момент появились первые списки погорельцев, которым полагается компенсация за утраченное имущество, но в этих списках значится пока всего 251 человек. Загвоздка в том, что в селе проживает 710 человек, от 701 из них поступили заявления на выплаты компенсаций. Таким образом практически все жители села, включая и тех, чьё имущество огонь не задел, захотели компенсаций. После изучения материалов республиканской комиссией в окончательные списки было решено внести 591 человека, под ними поставили свои подписи Председатель Правительства Дагестана Абдусамад Гамидов, а также глава муниципального образования, начальник ГУ МЧС по РД, министр внутренних дел Дагестана и министр труда республики. Но оформление документов на компенсацию для погорельцев из этих списков происходит долго из-за того, что почти половина жителей Мокока оказалась не зарегистрирована по месту жительства, особенно это касается детей и подростков до 14 лет.
В то же время, стоит отметить, что власти Республики Дагестан делают всё возможное, чтобы как можно больше нуждающихся людей получили компенсации. Так, администрация Цунтинского района, чтобы помочь людям, самостоятельно подготовила и раздала образцы заявлений для обращения в суд об установлении факта проживания в селе Мокок. Судебные процессы всё ещё идут, т.к. на 90% сгоревших зданий не были зарегистрированы права собственности, суды идут долго, но постепенно дом за домом признают собственностью погорельцев.
Также известно, что Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов специально лично встречался с главой МЧС России Владимиром Пучковым и представителями Администрации Президента РФ, чтобы ускорить процессы выделения средств из федерального бюджета на помощь мококцам.
Однако люди, которые больше года живут обещаниями скорой помощи постепенно устают ждать её прихода, и перестают верить властям. Информация о включении в первые списки 251 человека, вызвала у погорельцев чувства смятения, ведь ещё 340 погорельцев, включённых в общий список нуждающихся, в них не значатся. Это объяснимо тем, что судебные иски по ним всё ещё находятся на рассмотрении в судах.
Мококцы даже хотели с 21 сентября объявить голодовку, но республиканские власти встретились с людьми и заверили, что абсолютно все погорельцы получат компенсации. В результате жители Мокока отложили начало голодовки на две недели, хоть этот шаг вряд ли приблизит выделение помощи, и ответственность за это лежит не столько на властях, сколько на самих жителях села, десятилетиями не оформлявших прав собственности на недвижимость и не регистрировавших в своих домах собственных детей.
Контроль над выплатой компенсаций находится на самом высоком уровне, и чтобы не задерживать выплаты всем погорельцам, и было решено разделить списки на тех, у кого уже собраны все документы, и тех, кто ещё оформляет их. Теперь задача властей ускорить выплату компенсаций 251 человеку из первых списков, и дооформить документы на компенсацию оставшимся 340 людям. Никто не должен остаться без положенной компенсации.
Всем всё будет выплачено, но если Минфин РФ и далее будет затягивать с перечислением средств пострадавшим, то жители Мокока имеют абсолютное моральное право через Главу Дагестана Рамазана Абдулатипова обратиться напрямую уже не к федеральным чиновникам, а к Президенту России Владимиру Путину, который никогда не оставляет такие вопросы без внимания.