Расследование дела бывшего главы Управления «Т» ГУЭБиПК МВД Дмитрия Захарченко и проверка его окружения могут закончиться новыми уголовными делами в других регионах. Чекисты полагают, что полицейский-миллиардер не забыл протекцию, которую ему в своё время оказал высокопоставленный ростовский железнодорожник Виктор Харченко, и оберегал его бизнес. Как выяснилось, глава строительной «дочки» РЖД организовал на юге России семейную корпорацию, которой достаются самые выгодные госконтракты — почти на 1 млрд рублей за последние два года. Оперативники подозревают, что Харченко как госзаказчик одобрял заявки семейных фирм, а его протеже Захарченко прикрывал все эти теневые схемы и решал вопросы с силовиками.

Семейный подряд
Виктор Харченко, который отправил Захарченко в Москву и помог ему связями, до сих пор руководит южным филиалом «РЖДСтроя» — Строительно-монтажным трестом (СМТ) №6. Теперь это костяк его семейной бизнес-империи: там работают его сыновья, сноха, свояк. Остальные родственники также пристроены в фирмах, работающих с корпорацией «РЖД». Филиал сам занимается стройкой в Южном федеральном округе (ЮФО) и даёт заработать «своим» фирмам.
По данным оперативников, семейный бизнес работает так: две-три фирмы, подконтрольные родственникам Харченко, выставляются на гостендеры, а одна из них делает суперпредложение.
— На первый взгляд всё чисто: фирмы создают конкуренцию и постепенно снижают цену, обеспечивая победу одной из них. С этой фирмой и заключается госконтракт от имени структур РЖД, — рассказал Лайфу источник в спецслужбах.
Иногда среди участников попадались и компании, не связанные напрямую с семьёй Харченко, но и они управлялись людьми, которые раньше работали в фирмах семейного клана.
Если посмотреть прошедшие тендеры, у них есть общие детали. Так, конкурс обычно проводился в форме запроса котировок, когда претенденты объявляют свою цену на выполнение работ или услуг. Запросы котировок часто шли не от головной компании «РЖДСтрой», а от СМТ № 6, где рулили делами Харченко и его семья.
Такие схемы должны были привлекать внимание контролирующих и правоохранительных органов, однако, как считают оперативники ФСБ, тут к делу подключался влиятельный «решальщик» Захарченко. Благодаря его связям в МВД, среди высокопоставленных чиновников в Москве и в регионах Харченко и его семейный бизнес в ЮФО никто не трогал. По мнению чекистов, полицейский мог получать за это долю от «освоенных» госконтрактов.
Удачной охоты

Костяком бизнес-империи Харченко было охотхозяйство в Ростовской области под названием «Частный охотничий клуб» (ЧОК). Его руководитель — Антон Викторович Харченко, младший сын главы семейного клана. Совладельцы — он и его отец. Раньше совладельцами были старший сын Харченко, Дмитрий, и свояк Руслан Машкин. Сейчас Машкин работает заместителем директора в СМТ № 6.
Клуб на первый взгляд был создан для одноимённой деятельности — охоты, отлова и отстрела диких животных. Но это было лишь формальностью. На самом деле клуб был учредителем различных компаний, которые и охотились на выгодные госконтракты на железных дорогах. В разное время ЧОК владел компаниями «Каскад», «Новороссийская транспортная компания». Эти фирмы, а также «НТП РСК-Дон» в 2016-м году заключили с «РЖДСтроем» контракты на 644 млн рублей. В 2015-м — на 95 млн.
Подряды в основном были связаны с реконструкцией платформ и вокзалов, а также поставками различных материалов для нужд железной дороги.
— Зарабатывали и на ремонте и установке заборов. Это очень выгодное дело. Когда вы едете на поезде, вы часто можете заметить заборы на станциях и вдоль полотна. Эти модульные заборы в цветах РЖД стоят миллионы рублей, и на участках Северо-Кавказской железной дороги большая часть заборов поставлена силами «семейного подряда» или его бизнес-партнёров, — добавил источник Лайфа.
Наиболее активным игроком была фирма «Каскад», которая в 2016-м заключила с РЖД контрактов почти на полмиллиарда рублей. К ней у чекистов теперь есть особый интерес.
— Эта фирма уже фигурирует в материалах дела Захарченко, а значит, контракты этой фирмы тоже будут проверяться, — рассказал Лайфу источник в спецслужбах.
Сейчас «Каскад» напрямую не связан с семьёй железнодорожника: теперь ей владеет некий Вячеслав Гузев. В 2011 году фирма была учредителем компании «ЮМТ», которая торгует бетоном. Последней через фирму «Рябинушка» владеет уже сам Харченко вместе со своей женой Татьяной.
Источник также сообщил Лайфу, что в материалах дела Захарченко теперь упоминается и «НТП РСК-Дон». С Харченко она была опосредованно связана через «Югмехтранс».
«Югмехтранс» и «Новороссийская транспортная компания» регулярно мелькают в тендерах, но побеждают редко. Их роль может сводиться как раз к игре на цене. Следователи сейчас внимательно проверяют все госконтракты с фирмами родственников Харченко и обстоятельства их заключения.
По мнению экспертов, такая схема семейного бизнеса на господрядах должна привлечь внимание следователей.
— Если в тендерах участвуют фирмы, подконтрольные родственникам заказчика, это сделка с заинтересованностью, однозначно. Если даже фирмами руководили бывшие деловые партнёры заказчика или его друзья, то это будет равнозначно, — рассказал Лайфу член президиума «Национального антикоррупционного комитета», адвокат Павел Зайцев.
Однако, по его мнению, доказать нарушение закона будет не просто.
— Чтобы собрать материалы для уголовного дела, нужно доказать, что заказчик и исполнитель были связаны или предварительно договаривались между собой. Для этого нужна оперативная разработка — показания свидетелей, прослушка, — рассказал Зайцев. — Обычно спецслужбы для этого ищут сотрудников предприятия, уволенных по отрицательным мотивам, которые не будут молчать, а будут заинтересованы рассказать всю правду, чтобы отомстить бывшему руководителю.

Миллиардер на все времена
В деле «крестника» Харченко — экс-главы Управления «Т» ГУЭБиПК Дмитрия Захарченко — также появились новости. Следователи подбили счета, и теперь получилось, что у полицейского нашли наличность и различные активы на сумму в 31 млрд рублей. Сумма эта сложилась из банковских счетов, наличности, найденной в домах и в машине, а также из стоимости его квартир.
Полковник Дмитрий Захарченко был задержан 10 сентября 2016 года. Его обвиняют по статьям «Злоупотребление должностными полномочиями», «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования» и «Получение взятки». Своей вины не признаёт и говорит, что не имел отношения к миллиардам. При этом на суде Захарченко заявил, что готов помочь следствию.
А недавно у начальника Захарченко, руководителя ГУЭБиПК генерал-майора Евгения Курносенко нашли квартиры и особняки на 160 млн рублей.