Кудрин может вернуться в правительство на фоне прогнозов о семилетней рецессии, а в Россию вернулась бедность. И надолго
Премьер России Дмитрий Медведев провел рабочую встречу с экс-министром финансов, а ныне главой Центра стратегических разработок Алексеем Кудриным. Встреча политиков состоялась в резиденции российского премьера в Горках. До этого там Медведев провел совещание по вопросу о прогнозе социально-экономического развития России и основных параметрах федерального бюджета. На встрече обсуждались меры по мобилизации бюджета на следующий год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Ранее «Коммерсантъ» анонсировал встречу Кудрина и Медведева. Издание писало, что на встрече они будут обсуждать согласование трехлетнего бюджета с долгосрочной программой развития России. Источники газеты отмечали, что на встрече может обсуждаться вопрос увеличения социальных расходов в 2017 году. Правящая партия формально получила кредит доверия на выборах вместе с 3/4 голосов в парламенте. Теперь перед правительством Медведева стоит нетривиальная задача.
Как спасать экономику страны в условиях, когда она остается заложницей т.н. геополитической обстановки; дальнейшая отсрочка реформ невозможна, эти реформы обещают быть чрезвычайно болезненными для большей части граждан страны, а не позднее, чем через 2 года, должны состояться президентские выборы. Технологически это, скорее всего, будет оформляться в виде новой мобилизации вокруг фигуры президента. Реформы будет предложено перетерпеть, потому что мы — великая страна с серьезными геополитическими амбициями. Один раз, после обвала рубля, это уже сработало.
Пока же идет формирование команды антикризиcных управляющих. В среду произошла встреча Дмитрия Медведева и Алексея Кудрина на правительственном совещании. Кудрин, публично поссорившийся с тогдашним президентом в 2011 году и ушедший в отставку с поста вице-премьера, сегодня официально является советником президента. Он также возглавляет Центр стратегических разработок, который в настоящий момент можно считать полноценным теневым правительством: разработка экономической стратегии преодоления кризиса ведется главным образом в этом think-tank. Появление Кудрина на одном из первых правительственных совещаний после выборов можно считать знаковым.
Минэкономразвития, аппаратная роль которого в последнее время, кажется, неуклонно снижается вместе с отсутствием самого экономического развития, тем временем подготовило три прогноза на ближайшие 3 года. «Базовый», «Базовый плюс» и «Целевой» сценарии предполагают, что в ближайшем будущем Россия продолжит существование в рамках санкций, а «геополитическая обстановка» не изменится к лучшему, но при этом исходят из отсутствия новых масштабных экономических и политических шоков.
«Базовый» сценарий, который рассматривается правительством как наиболее вероятный, предполагает трехлетнюю экономическую стагнацию (темпы роста на уровне 0,6% ВВП) и заморозку зарплат госслужащих. «Базовый плюс» сохраняет те же оценки, но несколько корректирует их, исходя из ожиданий благоприятной конъюнктуры. Он исходит из экономического роста на уровне 2,4%, что будет недостаточно для восстановления экономики. «Целевой» предполагает стабилизацию цен на нефть на уровне 55 долларов за баррель и экономический рост до 4,5% ВВП к 2019 году.
Даже при последнем варианте экономике России обещают рецессию в течение 7 лет. С учетом обвала 2014—2015 годов при росте, начавшемся в 2019-м, мы лишь вернемся на исходные позиции.
Денег снова нет. Кудрин, Глазьев, Улюкаев, Иноземцев и Дмитриев предлагают пять рецептов спасения российской экономики
Впрочем, «Целевой» вариант программы представляет собой скорее декларацию о намерениях, а не реальную оценку ситуации. Кроме того, Минфин подверг построения ведомства Улюкаева критике и предложил выработать еще один консервативный сценарий, с параметрами ниже «Базового», а «Целевой» скорректировать в сторону уменьшения возможных параметров роста.
Из хороших новостей: Медведев сообщает, что глазьевцы не пройдут, печатный станок включать не будут, и Россия останется «настолько открытой экономикой, насколько это возможно, с отдельными странами». Опять же: в нынешних «сложных геополитических условиях». Этот термин, кажется, становится самым популярным в отечественной экономической теории: им можно объяснить всё.