Об особенностях национального восхождения с любовью к собакам
Проблемы наши идут по кругу и возвращаются к избирательным урнам. Мы так и не смогли хоть насколько-нибудь продвинуться с избранием властной элиты, призванной координировать нашу созидательную деятельность, наше стремление к благосостоянию.
Кстати, среди живых существ только людей назначают на лидерство. Выбирают тоже лидера только люди. И, как правило, это определение лидера, обрастая некоторыми условностями, в итоге превращается в фарс. Даже собаки это делают более естественно, чем мы. К примеру, у них, как известно, предложить себя в лидеры может всякий пес любой собачьей породы. Если кто не согласен с этим, хочет оспорить это самовыдвижение, то судьбу лидерства решает бой между ними.
Интересно, как бы люди, особенно дагестанцы, повели себя, окажись в их шкурах?
Видимо, прежде всего, человек начнет структурировать это лидерство, делать его многослойным. Ведь собак тоже много и самых разных пород. А главное – они тоже объединены в несколько больших групп: служебные, охотничьи, сторожевые, декоративные, беспородные. И притом не по-людски, не по-дагестански будет, если они не добьются, чтобы не каждый пес имел претензии на лидерство. Эту наивную собачью агрессивность, тягу решать проблемы зубами и когтями люди попытаются нейтрализовать своей фирменной отравой — злонамеренным коварством под видом стремления к справедливости.
В итоге собаки будут добиваться звания вожака далеко не в ожесточенной схватке и даже не по соответствию своей породности каких-то физических параметров, инстинктов, а, скорее, через выявление породой чистоты предков, подчеркивая тем самым знак качества племени каждого претендента.
Вот таким образом выявленные лидеры и образуют затем собачью иерархию. Выглядеть она может примерно так.
Невольно взоры всех будут обращены к восседающему на небольшом возвышении вожаку ньюфаундлендов: псы эти, что ни на есть служебные, а главное — предназначены для спасения утопающих. Рядом с ним, возможно, расположатся еще несколько лидеров служебных собак, в том числе ротвейлер (потомок итальянского мастифа, участника собачьих боев). Поблизости, чуть ниже особняком горделиво сядет на задние лапы предводитель служебных и охотничьих ризеншнауцеров. Рядом лягут вожаки охотничьих, начиная от питбультерьеров и кончая лабрадорами, приносящими добычу в зубах. А также лидеры сторожевых боксеров, волкодавов…
И каждый раз такой принцип учета общих племенных качеств на вершину этой по-людски собачьей иерархии будет выводить кого-нибудь из ньюфаундлендов, а потомственный боец ротвейлер все время будет при нем. Важное место всегда займет совмещающий служебные и охотничьи инстинкты ризеншнауцер, а охотничий питбультерьер с его легендарной хваткой, а также зубастый ротвейлер все время будет на посылках. Такова же участь и сторожевых боксеров и волкодавов. Остальным и особенно лидерам многочисленных дворняг и дворняжек не позволено будет вступать в конкуренцию с потомственно функционально богатыми собаками.
В итоге в этой собачьей иерархии соблюдается справедливое представительство функциональных групп, а вообще достигается очень важная целесообразность, которая избавляет от крупномасштабной межпородной собачьей свары. Только вот по результатам деятельности человеческих особей, таким образом пробравшихся к общественному управлению, убеждаешься в том, что много правды в английской поговорке, которая утверждает: чем больше знаю я людей, тем больше нравятся собаки.
И на самом деле – они никогда не подведут, не предадут и в какой-то мере похожи на нас, могут быть пастухами, поводырями, охотниками, дегустаторами, спасателями.
Выявление тени под вертикалью
А что касается опыта общения с людьми, то особенно утверждаешься в симпатиях к братьям нашим меньшим после того, как избранный народом президент посчитал целесообразным накрыть этот народ тенью своей гигантской вертикали. Такое впечатление, на самом деле, что светило наше вместе с живительной энергией несет с собой некие опасные блики, к примеру, несовместимо для нас очищающие воздух и тем самим могущие прожечь наши легкие. Вот и старается наш президент усердно продавливать все, что может вывести народ из этой тени особой суверенной демократии, когда нищему населению гарантирован прожиточный минимум и продекларирована свобода выбора того, что, по мнению президента, им необходимо.
Но, согласитесь, вечно находится в тени невозможно хотя бы потому, что нет тени без солнца.
И если от этого образа тени приблизится природе человека, к тени бессознательного, то, как отмечают психологи, ее тоже нет без света сознания.
По их мнению, как принятие такой теневой своей стороны пагубно действуют на человека, на его идеалы, так и полное подавление этой тени в себе бессознательно вырастает до чудовищных размеров и пытается пробиться наружу. Эти перепады света и тени с нами уже, как известно, случились во времена советов и в 90-е годы.
Ныне, видимо, у граждан происходит, так называемое, выявление своей тени на подсознательном уровне. Это, как утверждают психологи, «уводит человека внутрь себя, и с этим связаны опасности чисто внутренней жизни (прежде всего социальная неадекватность и потеря интереса к миру)».
В связи с этим любопытным видится, что ученый-психолог Юнг наблюдал у своих немецких пациентов появление некоего архетипа тени в снах и фантазиях в период развития германского национал-социалистического движения, и он считал Адольфа Гитлера фигурой, на которую была спроецирована коллективная тень немецкого народа.
Юнг в итоге сформулировал положение о том, что «когда социальное приспособление становится слишком слабой, когда личность перерастает узкие рамки социального удобства и начинает слышать зов собственной реализации, то неизбежна встреча с тенью, как воплощением отторгнутых и подавленных в процессе социальной адаптации частей и черт личности».
Разве не напрашиваются некие ассоциативные параллели с тем, что ныне происходит у нас в стране и особенно в республике.
На одну линию с этим ложится и то, что подобные данные исследований говорят нам, что «с тенью сложно общаться на языке понятий, идей, здравого смысла, убеждения, что языки тени – это языки сырой, необработанной эмоциональности, двигательной активности и фантастических образов». Разве это не про наш электорат.
В таком состоянии, как известно, человек, как минимум, часто думает шаблонно и как само собой разумеющиеся воспринимает многие устоявшиеся вещи. И при этом любая просьба взглянуть шире на эти привычные вещи, согласитесь, может многих привести в недоумение, даже возмущение.
Но иногда, как известно, в жизнь человека могут ворваться события, переворачивающие его привычное мировоззрение. И в такой ситуации поведение людей часто непредсказуемо. Кстати, ряд таких громких событий случились во время прошедшей кампании выборов. Это и запись разговора вышибал неугодных кандидатов в депутаты, и торг лидеров партий, плюющих на интересы своих членов, а также снова огромная цифра процента избирателей, пришедших на выборы, когда наблюдатели отмечают, что реально на участках их было катастрофично мало.
Хочется верить, что, находясь в тени и пытаясь понять там состояние своего сознания, люди придут к необходимости выбора пути к улучшению своего теневого положения.
В связи с этим хочется напомнить, что у китайцев путь в тысячу миль начинается с первого шага. Сделать или не сделать и когда сделать этот шаг – выбор за вами!
Шарапудин Магомедов