Высокопоставленные сотрудники Следственного комитета могут попасть под статью об организации преступного сообщества
Михаил Максименко занял пост начальника Главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СКР в январе 2011 года. Его называли «правой рукой» председателя ведомства Александра Бастрыкина, он — один из наиболее влиятельных сотрудников Следственного комитета.
В ходе расследования уголовного дела о взятке от «вора в законе» Захария Калашова («Шакро Молодой») в отношении высокопоставленных сотрудников ведомства, чекисты из управления «М» ФСБ России установили, что Максименко фактически контролировал расследование многих уголовных дел. Решения по десяткам резонансных дел неофициально согласовывались следователями с начальником УСБ СКР и большая часть были просто развалены.
И хотя по своему статусу Максименко занимал позицию ниже, чем заместители Бастрыкина, он обладал значительным влиянием в ведомстве. Именно с его подачи из Следственного Комитета был уволен первый заместитель председателя СКР Василий Пискарев. Тот игнорировал просьбы Максименко и в итоге их противостояние переросло в конфликт. В конце апреля Пискарев был отправлен в отставку указом президента России. Данное решение было пролоббированно Бастрыкиным. Максименко сумел убедить шефа в том, что Пискарев копает под него и пытается занять место руководителя СКР.
По информации осведомленного источника «Преступной России», привилегированного положения Максименко добился за счет дружбы своего отца с Бастрыкиным. Руководители следственных подразделений СКР, докладывая главе ведомства о ходе расследования уголовных дел, прежде всего ориентировались на мнение Максименко, поскольку тот перед тем, как зайти в кабинет к председателю, инструктировал докладчика. Те дела, которые ложились на стол к Бастрыкину, как правило, сопровождались комментариями начальника Главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности. А многие из них даже и не доходили до Бастрыкина. Таким образом Максименко мог искажать информацию и факты в выгодном для себя свете и добивался нужных результатов.
Начальник Главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СКР не скрывал своего высокого положения в структуре и позиционировал себя человеком, отвечающим за взаимодействие с ФСБ. У него действительно были близкие контакты с первым заместителем руководителя 9 Управления (УСБ) ФСБ России Олегом Феоктистовым. Накануне он уже лишился своего поста. Официального указа президента об отставке Олега Феоктистова еще нет, но, по данным источника «Преступной России», он уже переведен в Аппарат прикомандированных сотрудников ФСБ.
Сейчас следователи ФСБ России, которые занимаются расследованием, разбираются в роли каждого из задержанных не только в деле о взятке. Генеральная прокуратура изучает дела, которые расследовались под контролем первого замглавы ГСУ СК РФ по Москве Дениса Никандрова. ФСБ обратилась с просьбой к главе Управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействия экстремизму и терроризму ГП Юрию Хохлову проверить законность и непредвзятость вынесенных решений. Также рассматривается возможность предъявления всем задержанным следователям обвинения и по ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества или участие в нем»).
Такая статья в отношении столь высокопоставленных силовиков является серьезным имиджевым ударом по одному из важнейших институтов государственной власти России. Однако, несмотря на это важно, чтобы следствие довело расследование этого дела до конца. Напомним, что операция по задержанию Никандрова, Максименко и Ламонова проходило с ведома президента Владимира Путина.
После этого в Следственном комитете непосредственно, да и во всем силовом блоке начались перестановки и кадровые «чистки». Однако официальные представители ведомств уверяют, что они были плановые и не связаны с «делом следователей».
За последние годы настолько масштабных уголовных дел в России не было. И хотя задержанные сотрудники СКР пытаются оправдаться предвзятостью чекистов из-за межведомственных конфликтов, вся эта история может повлиять и на саму систему взаимодействия силовиков. Возможно, потребуется внесение поправок в законодательство.